Устройство CD диска приставки

CD-диск приставки TurboGrafX/PC Engine устроен следующим образом:

TRACK01 - звуковой трек. Обычно голос говорит что это диск с игрой для приставки

TRACK02 - данные с кодом игры

TRACK03-TRACK N - либо данные с кодом игры, либо саундтреки.

Для того, чтобы восстановить диск с саундтреками нужно проделать следующие действия:

1. Разархивировать архивы с кодом программы (файлы с расширением ISO) и саундтреками. Саундтреки преобразовать из mp3 в несжатые wav (например, программой mp32wav).

2. Для программы записи информации на CD составить проект в порядке следования треков. Рекомендуется использовать программы CDRWin и WinOnCD. Для первой программы необходимо составить проект-файл с расширением CUE, например (вместо e:\cd поставьте ваш путь к файлам данных)

FILE e:\cd\Piste01.wav WAVE

TRACK 01 AUDIO INDEX 01 00:00:00

FILE e:\cd\Gotzendi.iso BINARY

TRACK 02 MODE1/2048 INDEX 01 00:00:00

FILE e:\cd\Piste03.wav WAVE

TRACK 03 AUDIO INDEX 01 00:00:00

…………………………………

FILE e:\cd\Piste13.wav WAVE

TRACK 13 AUDIO INDEX 01 00:00:00

Для составления CUE-проектов рекомедуется воспользоваться программой CDRCue Cuesheet Editor. Для программы WinOnCD можно воспользоваться готовыми проектами - текстовыми файлами с расширением CPJ. Только измените в этом проекте пути к файлам.

3. Записать все это на CD. Если диск предполагается использовать на настоящей приставке, тогда записывайте на CDR, если на эмуляторе - тогда на CDRW (наигравшись, можно стереть диск и записать новую игру на него). Вообще перед записью проекта рекомендуется сначала записать его на CDRW, проверить все (т.е. считать программой CDRWin или специальным рипером дисков TG16 все аудиотреки и треки с данными и сравнить их с оригиналом). У меня была следующая проблема - портились последние сектора на треках с данными. Использовалась программа CDRWin, устройство для записи - YAMAHA 8424E. При этом если записывать только первые два трека (т.е. первый саундтрек и трек с данными и закрыть диск все было нормально). При попытке записать диск в несколько сессий CD-устройство висло при записи первой сессии. В таком случае можно попробовать присоединить к ISO файлам с данными кусочек с пустым местом (например, размером в кратным 2048 байт) и записать все это хозяйство на диск обычным порядком.

Диски, которым нет саундтреков, а есть только треки с данными, записываются на CD следущим образом: первый трек берется от какого-нить образа с полным набором треков. Вместо остальных саундтреков можно использовать любые мелодии в wav-формате или просто wav-файлы без звука (с тишиной). Если не известно точное число треков, то на диск нужно записать примерно 30 саундтреков (можно пустых по 1 минуте или часть треков сделать пустыми). Оставлять только первые два трека и закрывать диск не рекомендуется. Приставка или эмулятор будут искать саундтреки, не находить их, вновь искать и т.д. - в итоге все будет очень сильно тормозить или вообще не будет работать.

CD-игры в эмуляторах

Игры на CD-дисках можно запускать в эмуляторах тремя способами: c компакт дисков, с ISO образов (с и без саундтреков), через эмуляторы CDROM. Расмотрим запуск игр в разных эмуляторах подробнее:

HU-GO for DOS Version 1.28

1. Запуск ISO и ISQ (сжатый ISO) прямо из эмулятора. В этом случае нет саундтреков. При таком запуске некоторые игры не запускаются. Для их запуска нужно использовать следующий метод

2. Запуск HCD файлов. HCD-файл - это информация о всех треках диска. При этом саундтреки находятся в MP3 файлах, данные обычно в ISO. При таком запуске игра будет играться вместе с фоновой музыкой как с реального CD. Как составляются HCD файлы можно прочитать в документации к эмулятору. Данные о треках на CD можно получить с реального CD (записав туда предварительно игру) c помощью программы CDRWIN или подобной.

3. Запуск с реального CD-диска - у меня удалось запустить игры на реальном CD только под Win98 (под DOS не получилось). При этом при выходе из эмулятора Windows висла замертво, а эмулятор вылетал с ошибкой защиты памяти. Для этого режима нужно запускать эмулятор с ключом -с1.

WIN32 DX HU6280

Пускает игры только с ISO-образов.

Magic Engine 0.9 for DOS

Для запуска игр под этим эмулятором нужны системные ROM с дисковыми системами приставки. Их нужно прописать в файле настройки эмулятора. Без них эмулятор не будет работать.

1. Запускает игры с реального CD только под DOS без проблем. Если несколько CD устройств, то можно указать с какого брать данные. Использует только стандартные вызовы MSCDEX. Под Windows не работает эмуляция CDROM с реальных дисков из-за ошибки системы (эмулятор видит только первый трек с музыкой).

2. Запуск игр из FCD-файлов. FCD-файлы - это файлы эмулятора CDROM под Windows Virtual CDROM. Обратно эти файлы из FCD в ISO программой FCD2ISO. Устанавливаем эмулятор CDROM под Windows, вставляем виртуальный образ и играем через Magic Engine для DOS. Только перед запуском последнего нужно указать в настроечном файле букву виртуального CDROM.

Magic Engine 0.9 for Windows

Запускает игры только с реального CD.

В заключении отметим, что если игра не работает на каком-то эмуляторе, то ее можно попробовать запустить на другом эмуляторе или попробовать запустить ее, используя другую файловую систему.

Версия FAQ от 2 ноября 2000 г.

Автор Карпов Александр. hanter@chat.ru FIDO 2:5011/59.32

Запрещено коммерческое распостранение.